Взаимодействие Федерального агентства водных ресурсов МПР России (ФАВР) и Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасания на водах» (ВОСВОД)

Взаимодействие

Федерального агентства водных ресурсов МПР России (ФАВР)

и Общероссийской общественной организации

«Всероссийское общество спасания на водах» (ВОСВОД)

и их территориальных бассейновых советов и региональных организаций 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Водный Кодекс Российской Федерации:

Статьи 50 «Использование водных объектов для рекреационных целей»:

  • Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учётом Правил использования акватории водных объектов, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 6 настоящего Кодекса.
  • Использования акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или тур агентами, осуществляющими свою деятельность, в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без аукциона, на основании Правил охраны жизни людей на водных объектах.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 6 ВК).

  • Использование водных объектов общего пользования осуществляется, в соответствии с Правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (п.3 ст.6);
  • Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (п.6.ст.6);
  • Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройство пляжей, осуществляют в соответствии с водным законодательством и градостроительным законодательством (ст.50) и Стандарт организации «ВОСВОД» СТО  ВОСВОД 032.02.1-2016 Объекты ВОСВОД водно-спасательные. Общие требования проектирования и размещения (Рекомендовано Росстандатр и МЧС России, для применения Исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, собственникам, арендаторам, субарендаторам и эксплантатам объектов, массовых мероприятий на водных объектах в соответствии с Федеральным законом от 06.02.1999г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» (ст.6, 39).
  • Водопользователи (владельцы пляжей), работники водно-спасательных станций и спасательных постов, общественные активисты проводят на пляжах и в местах массового отдыха разъяснительную работу по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде с использованием технических средств связи и оповещения, стендов и фотовитрин с профилактическими материалами (ч.3 п.23).

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан, в соответствии со статьёй 6 настоящего Кодекса.

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ ОБЪЕКТОВ, РАЗМЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА ЗЕМЛЯХ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТОВ

Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

  1. Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.3 ст. 39.36 ЗК РФ).

(п. 19 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

  1. Лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.3 ст. 39.36 ЗК РФ).

(п. 20 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

  1. Объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.3 ст. 39.36 ЗК РФ).

(п. 21 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

Договор аренды земельным участком

 в береговой и прибрежной защитной полосах водного объекта,

без проведения аукциона

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ПРИКАЗ от 1 сентября 2014 года N 540

Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков (с изменениями на 6 октября 2017 года)

Приложение: Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (п.3 ст. 39.36  ЗК РФ) (числовое обозначение вида разрешённого использования земельного участка  «Общее пользование водными объектами» код 11.1   (использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способоми, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд,  а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания, купания, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопоев, если соответствующие запреты не установлены законодательством)

Аренда бечевника (береговой полосы)

В ч. 8 ст. 27 ЗК РФ содержится запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы. По смыслу ст. 217 ГК РФ под приватизацией понимается передача государственного и муниципального имущества в частную собственность.

Возможно ли в таком случае приобретение земельного участка в пределах прибережной защитной полосы в аренду?

Судебная практика подтверждает, что ни земельное, ни водное законодательство Российской Федерации не устанавливает запрета на предоставление и использование земельных участков по договору аренды, находящихся в границах береговой полосы, а лишь устанавливает ограничения и условия, при которых земельный участок может использоваться в соответствии с видом разрешенного использования.

Кроме того, ч. 4 ст. 39.8. ЗК РФ содержит положение, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Тем не менее, во многих случаях, лица, желающие приобрести земельные участки, на которых расположена часть береговой полосы, вынуждены отстаивать свое право на это в нескольких инстанциях (Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 № 306-ЭС16-15938 по делу № А65-18989/2015Апелляционное определение Московского областного суда от 08.04.2015 по делу № 33-8130/2015).

Некоторые суды обосновывают свой отказ тем, что передача такого земельного участка в аренду исключает доступ иных лиц к береговой полосе как месту общего пользования (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 № 11АП-3052/2016 по делу № А65-18989/2015).

Да и далеко не всегда органы власти идут на то, чтобы предоставить такой земельный участок на праве аренды. 

 

ФЗ № 131 — статей 14, 14.1, 15.15.1, 16,16.1,

ВОСВОД предусматривает взаимодействие с администрациями муниципальных образований на территории Российской Федерации, в рамках реализации ВОСВОД внебюджетной целевой программы «Развитие рекреационных зон на водоёмах России в рамках единой системы безопасности людей на водах и охраны окружающей среды (2005-2050гг)», которая может входить подпрограммой в Государственную программу «Безопасность Субъекта Российской Федерации», в том числе и подпрограммой «Развитие водного туризма» в Государственную программу «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации», а также предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

Объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.3 ст. 39.36  ЗК РФ) (п. 21 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 N 385)

 

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

18) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

19) утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

31)осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

32) осуществление муниципального лесного контроля;

34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

39) участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ.

Дополнение к статьям:

9) создание условий для развития туризма;

16) оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

Пояснение:

На земельных лесных и водных наделах действует особый правовой режим, отличный от правового режима лесов или прудов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственной или иной категории земли. Особенности и классификация Аренда лесного участка под ключ! Полная юридическая подготовка и сопровождение лесного аукциона. Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

К землям лесного фонда принято относить территории, покрытые лесной растительностью и не относящиеся при этом к землям других категорий. Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.

К землям водного фонда относят территории рек, озёр, прудов, и прочих водоёмов, расположенных на территории РФ с прилегающими к ним территориями. Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.

В земли водного фонда входят территории: Покрытые поверхностными водами; Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения; Граничащие с водными объектами. Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда.

Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд: Бытовых;

Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.

Правила пользования землями лесного и водного фондов Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность пользования землями лесного фонда на следующих правовых основаниях:

Постоянное (бессрочное) пользование; Безвозмездное срочное пользование; Срочная аренда. В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти. Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, объекты водных территорий могут быть предоставлены в водопользование для осуществления следующих целей: Использования акватории для различных целей; Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда.

Плата за водопользование, согласно ст. 20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

Деятельность ВОСВОД регламентируется

действующим законодательством Российской Федерации

  • Конституция Российской Федерации статьи 2; 18; 30; 42; 45; 46; 55;
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об общественных объединениях».
  • Федеральный закон от 12.02.1998г № 28-ФЗ (в ред. от 01.05.2019г) «О гражданской обороне»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • Водный кодекс Российской Федерации ст.6, 50.
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  • Земельный кодекс Российской Федерации ст. 39.33.; 39.36
  • Лесной кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ.
  • Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об охране окружающей среды».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016г № 377 «Об утверждении правил определения местоположение береговой линии (граница водного объекта), случаев и периодичности её определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» и постановление Правительства РФ от 10.01.2009г № 17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных и граних прибрежных защитных полос водных объектов»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установление сервитутов», с последующим подписанием договора на аренду земельного участка без проведения торгов по коду 11.1 «Общее пользование водными объектами» — использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд и хозяйственно-бытового обслуживания, купания, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, утверждённый приказом Минэкономразвитя РФ от 01.09.2014г № 50 «Классификатор видов разрешённого использования земельных участков»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165  «О порядке подготовки и заключения договоров водопользования»;
  • Уставом Московской области принятого решением Московской областной Думы от 5 ноября 1996 года № 5/108;
  • Закон Московской области «О регулировании водных отношений на территории Московской области» от 11.01.2007г № 5/2007-ОЗ,
  • Законодательством и законодательными актами Правительства Московской области по содержанию и правилам пользования водными объектами, водоохранными зонами, маломерными судами и требованиями к местам массового отдыха населения на водах и организация комплексной безопасности населения, в том числе поддержания порядка, чистоты и благоустройства на территории Московской области, с использованием материалов  в  постановлении (не действующее) правительства Московской области от 17 сентября 2004г. № 571/37 «Об утверждении минимальных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, частично или полностью расположенных на территории Московской области»;

Постановлением Правительства Московской области от 28 сентября 2007г. № 732/21 «О правилах охраны жизни людей на водных объектах Московской области»